Дайджест от 15.10.19

Введение

Экспертный совет по развитию социального предпринимательства был создан при Комитете Государственной Думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в марте 2019 года с целью квалификационного экспертно-аналитического обеспечения законотворческой и иной деятельности, оценки проблем и формирования обоснованных предложений в сфере соиального предпринимательства. (Решение Комитета от 12 марта 2019 г. № 737)

Экспертный совет по развитию социального предпринимательства был создан при Комитете Государственной Думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в марте 2019 года с целью квалификационного экспертно-аналитического обеспечения законотворческой и иной деятельности, оценки проблем и формирования обоснованных предложений в сфере соиального предпринимательства. (Решение Комитета от 12 марта 2019 г. № 737)

Экспертный совет по развитию социального предпринимательства

Моментом зарождения Экспертного совета стали проведенные 5 марта 2019 года Парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение развития социального предпринимательства Российской Федерации", на которых обсуждался вопрос о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социально предпринимательство", "социальное предприятие", который в кругах социальных предпринимателей называется Законом о социальном предпринимательстве.

С момента своего создания Экспертный Совет принимает активное участие в законотворческом процессе. Огромную роль сыграли члены Экспертного совета в работе над Законом о социальном предпринимательстве. Так, перед его принятием были проведены всесторонние обсуждения в профильных комитетах Госдумы, по инициативе Экспертного совета проводились рабочие встречи с представителями Минэкономразвития РФ, корпорации МСП, социальными предпринимателями, обществами инвалидов и т. д.

Изначально в декабре 2018 года законопроект поступил в Госдуму РФ с отсылочными нормами, а после доработок с поправками депутатов ко второму чтению он стал законом прямого действия. Подзаконными актами на данный момент регулируется только одно действие - признание субъектов малого и среднего предпринимательства социальным предприятием.

В рамках работы дискуссионной площадки был проведен масштабный мониторинг ситуации в этом сегменте предпринимательского сообщества. Было получено более пяти тысяч анкет от предпринимателей, содержащие информацию о том, какие меры необходимо предпринять со стороны государства для развития малого и среднего бизнеса в социальной сфере. Большинство предложений касались расширения мер поддержки социальным предпринимателям. В итоге их число увеличилось вдвое: в первой версии законопроекта было перечислено порядка четырех направлений, в настоящей редакции Закона – восемь. В частности, были добавлены прямая финансовая поддержка, информационная поддержка, образовательные направления, аттестация рабочих мест и т.д.

Удалось существенным образом расширить понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие», раскрыв их через четкие критерии, позволяющие отнести субъект малого и среднего бизнеса к социальному предпринимательству. Обозначились категории социально незащищенных граждан, которым необходима помощь государства: лица с ограниченным возможностями здоровья, многодетные семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, граждане пенсионного и предпенсионного возраста, воспитанники интернатов и многие другие. То же самое касается перечня видов деятельности для социальных предпринимателей. Теперь все это закреплено в самом Законе, имеющем прямое действие, а не в подзаконных актах.
15 октября в Государственной Думе РФ состоялось очередное заседание Экспертного совета по развитию социального предпринимательства при Комитете ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
26 июля 2019 г. были внесены изменения в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» (далее – Закон о социальном предпринимательстве). «Закон должен работать! Поэтому сейчас мы совместно с Минэкономразвития, Корпорацией МСП, привлекая экспертное сообщество, дорабатываем ключевой подзаконный акт, принимаемый Правительством, – сказал координатор Экспертного совета, депутат Государственной Думы Дмитрий Сазонов, – Речь идет о Порядке признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядке формирования перечня таких субъектов, которые принимаются Правительством РФ с учетом рекомендаций Государственной Думы».

На заседании члены Экспертного совета и приглашенные гости обсудили тему, посвященную контролю реализации Закона о социальном предпринимательстве, и внесли свои предложения к тексту Порядка признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным предприятием.

До проведения заседания Экспертным советом был размещен проект принимаемого Порядка со всеми приложениями и проведен опрос социальных предпринимателей по России, направленный на выявление проблем, с которыми они могут столкнуться при предоставлении информации в случае утверждения Порядка в данной редакции.

Результаты опроса представила председатель Экспертного совета Наталья Перязева, указав на низкую информированность предпринимателей о текущих изменениях в законодательстве в части малого и среднего предпринимательства и социального предпринимательства, недоверие к реалистичности предполагаемой поддержки.

Были выявлены сложности в части предъявления информации и документов, которые не всегда имеются у социальных предпринимателей, что может стать, по их мнению, препятствием для регистрации в таком статусе.
До проведения заседания Экспертным советом был размещен проект принимаемого Порядка со всеми приложениями и проведен опрос социальных предпринимателей по России, направленный на выявление проблем, с которыми они могут столкнуться при предоставлении информации в случае утверждения Порядка в данной редакции.

Результаты опроса представила председатель Экспертного совета Наталья Перязева, указав на низкую информированность предпринимателей о текущих изменениях в законодательстве в части малого и среднего предпринимательства и социального предпринимательства, недоверие к реалистичности предполагаемой поддержки.

Были выявлены сложности в части предъявления информации и документов, которые не всегда имеются у социальных предпринимателей, что может стать, по их мнению, препятствием для регистрации в таком статусе.

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Вадим Живулин отметил, что разрабатываемый министерством Порядок будет носить декларативный характер разъяснения «Цифровой платформы для МСП» Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Вадим Живулин отметил, что разрабатываемый министерством Порядок будет носить декларативный характер, многие обоснованные замечания будут учтены далее при доработке проекта, а также в регионы поступят разъяснения по применению Порядка.

Он сообщил и о планируемом запуске в 2021-2022 годах «Цифровой платформы для МСП», которая обеспечит возможность подачи необходимых документов в электронном виде, Кроме того, он указал на уже заложенную для социальных предпринимателей возможность войти в реестр двумя путями: через самостоятельную подачу или посредством комиссионного рассмотрения.

Анализ опроса предпринимательского сообщества в России об удобстве и применимости порядка признания субъекта МСП социальным предприятием

Опрос проводился с 27.09.2019 по 09.10.2019, 260 респондентов (в т. ч. 28 членов Экспертного совета)

Осведомленность о поправках в Закон об МСП

Как можно увидеть из графика, большинство социальных предпринимателей не знают о внесенных поправках в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», следовательно, не знают и о том, что теперь они официально могут так называться.

Такая тенденция наводит на мысль, несколько раз озвученную на заседании, что необходимо всерьез заняться популяризацией социального предпринимательства и создать базу (портал) для объединения социальных предпринимателей и предоставления им всей необходимой информации по законодательному регулированию в данной области.

Осведомленность о поправках в Закон об МСП

Организационно-правовая форма


На вопрос, какая организационно правовая форма у социального предприятия, большинство ответили, что это «индивидуальный предприниматель» и «общество с ограниченной ответственностью» На вопрос, какая организационно правовая форма у социального предприятия, большинство ответили, что это и . Однако встречаются и иные, среди которых присутствуют некоммерческие предприятия, которые, как известно, не подпадают под действие Закона о социальном предпринимательстве, а значит не вправе рассчитывать на меры государственной поддержки социальным предприятиям. Это вновь свидетельствует о низкой информированности препдринимательского сообщества о сути заложенных в Закон принципов, что и является одной из дальнейших точек роста.

Какому условию признания субъектом социального предпринимательства соответствует ваше предприятие?

В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» существует 4 условия признания субъектов МСП субъектами социального предпринимательства. Как видно из представленных данных, больше половины опрошенных относятся к предприятиям, осуществляющим деятельность, направленную на достижение общественно-полезных целей В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» существует 4 условия признания субъектов МСП субъектами социального предпринимательства. Как видно из представленных данных, больше половины опрошенных относятся к предприятиям, осуществляющим деятельность, направленную на и способствующую решению социальных проблем общества.

1 - Занятость социально-уязвимых категорий граждан (10 %)
2 - Реализация товаров и услуг, производимых гражданами из п. 1 (3 %)
3 - Производство товаров и услуг для граждан из п. 1 (22 %)
4 - Достижение общественно полезных целей (65 %)

Возникшие трудности при заполнении форм Порядка

Из графика видно, что как минимум 1/4 предпринимателей столкнулись с проблемами при заполнении форм Порядка. Большинство опрошенных предпринимателей негативно отозвались по поводу Порядка в целом, и особенно по Приложениям 6 и 8.

Отметили, что в Законе и Порядке отсутствуют многие виды деятельности, которую оказывают социальные предприниматели, а также не все коды ОКВЭД-2 охватывают осуществляемую деятельность, хотя их надо указывать при регистрации и внесении в Реестр социальных предприятий.

Референт Департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Валентин Краснов для определения видов продукции, производимой социальными предпринимателями, предлагает в том числе опираться на ОКПД-2, что позволит снять напряженность в ситуациях, когда социальный предприниматель не может отнести свою деятельность к конкретному виду экономической деятельности, но является производителем товаров и услуг.

Предложения и замечания для внесения в проект порядка признания субъекта МСП социальным предприятием

Светлана Налепова
Член федеральной комиссии по социальному предпринимательству «ОПОРЫ РОССИИ»

После проведения «ОПОРОЙ РОССИИ» опроса социальных предпринимателей в своей организации были сформированы следующие предложения:

  1. Исключить отчет о социальном воздействии из перечня документов;
  2. Исключить из перечня запрашиваемых документов копии трудовых договоров, а также документов, подтверждающих отнесение работников к социально-уязвимой категории.
  3. Уточнить формулировку «реализация товаров, произведённых социально-незащищёнными категориями граждан». Могут ли это быть предприниматели и организации, реализующие такую продукцию?
  4. Уточнить термин «чистая прибыль» или отменить требования ней для ИП.
  5. Обеспечить подачу всех документов в электронном виде.

Особенно «ОПОРА РОССИИ» обращает внимание на то, что кроме ресурса рабочего времени заполнение форм и представление документов потребует еще и использования большого количества бумаги, в то время как социальные предприниматели стремятся соответствовать целям устойчивого развития, закрепленных в Резолюции ГА ООН от 26 сентября 2015 года, следовательно, есть острая необходимость в электронном ресурсе.

О необходимости создания веб-портала для социальных предпринимателей говорили многие члены ЭС. Например, Президент АНО Центр дополнительного образования для детей и взрослых «Шаг за шагом» в г. Рязань Виталий Суслов предложил также включить в него возможность добавления информации о планируемых для социальных предпринимателей как на платной, так и на бесплатной основе.

Как ответили на это представители Минэкономразвития РФ, такая платформа готовится к запуску в 2021-2022 годах


Анастасия Лазибная
Руководитель веб-портала «Баба-деда»

XXI век характеризуется повсеместной цифровизацией, что также сказывается и на социальном предпринимательстве. Однако разрабатываемый Порядок и сам Закон о социальном предпринимательстве не учитывает наличие цифровых социальных проектов, одним из которых как раз является портал для старшего поколения «Баба-деда». Так, закрепленные меры поддержки для социальных предпринимателей не совсем релевантны для организаций, оказывающих услуги в режиме «онлайн». Куда более необходимым является предоставление различных серверов и услуг информационного характера, направленных на поддержку и развитие подобных проектов.

Ирина Павлова
Заместитель Руководителя Дирекции по стратегии Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»

Необходима настройка механизма межведомственной коммуникации с целью процесса заполнения формы Порядка и предоставления необходимых документов для регистрации. Также остается открытым вопрос, что делать предпринимателю, если ему отказали в регистрации в качестве социального предпринимателя. Будет ли предусмотрена процедура обжалования?

Вместе с этим одной из серьезных проблем является то, что признание субъектов предпринимательства социальными через комиссии может привести к многочисленным трудностям, поэтому стоит передать полномочия комиссий соответствующим организациям, например, ЦИССам, региональным экономическим министерствам и т. д.

В настоящее время фонд «Наше будущее» разрабатывает тестовую площадку для социальных предпринимателей, где они смогут проверить себя на соответствие критериям социального предприятия.

Директор инвестиционного департамента Фонда поддержки социальных проектов Николай Дмитриев внес на обсуждение инициативу о создании института Уполномоченного по защите прав социальных предпринимателей, что особенно актуально на этапе внедрения и формирования перечня субъектов социальных предприятий.

В функции уполномоченного будет входить рассмотрение обращений социальных предпринимателей, их защита и представительство в контрольно-надзорных органах, оказание юридической поддержки, несение персональной ответственности за защиту социальных предпринимателей.

Информация о данной инициативе направлена в профильные органы государственной власти.

Дальнейшая работа над законом о социальном предпринимательстве

Мария Коршикова
Вице-президент СРО «Союз психотерапевтов и психологов»

Для реализации Закона о социальном предпринимательстве нужно сформировать перечень задач и поручений для соответствующих учреждений региональных и местных органов власти.

На данном этапе существует необходимость в обучении на местах работников органов власти и сотрудников, работающих в сфере социального бизнеса, по направлению «Социальное предпринимательство. Взаимодействие и оказание мер поддержки социальным предприятиям». Это возможно с помощью создания специальной инфраструктуры в виде центров комплексной поддержки при органах власти, где будет также оказываться консультирование, обучение различным навыкам и правилам эффективного поведения в производственных процессах, профессиональная адаптация и профилактика профессионального выгорания сотрудников.

Кроме того, крайне важно всерьез заняться популяризацией самого института социального предпринимательства при помощи использования возможностей государственных, региональных и муниципальных изданий, информационных интернет-порталов.

Региональная практика оказания мер поддержки социальным предприятиям

Председателем Экспертного совета Натальей Перязевой был проведен анализ ответов, полученных от регионов.

Региональную практику объединяет работа ЦИССов и проведение конкурса «Лучший социальный проект года», в ряде регионов снижена ставка налога УСН или налога на прибыль, в большинстве регионов активно проводится акселерация социальных проектов, а также выдаются субсидии, сниженные процентные ставки по займам и кредитам, а также банковским гарантиям. Особенного внимания удостоились регионы, которые занимаются развитием социальных франшиз.

Были представлены доклады от Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ленинградской областей и Камчатского края.

Ленинградская область очень активно поддерживает социальных предпринимателей:
  • для вновь зарегистрированных предпринимателей налоговая ставка составляет 0%,
  • осуществляется финансовая и имущественная поддержка социальных проектов,
  • развиваются различные образовательные программы и многое другое.

В Нижегородской области заслуживает внимания Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС НО):
  • имеется портал поддержки социальных предпринимателей,
  • создаются специальные площадки для взаимодействия между социальными предпринимателями;
  • посредством различных инструментов оказывается: ресурсная, информационная, консультационная, инфраструктурная, образовательная поддержк

Вадим Живулин обратил внимание на необходимость продвижения заложенных в Законе мер поддержки и предложил привлечь к коммуникациям с предпринимательским сообществом амбассадоров-социальных предпринимателей, которые уже хорошо известны в разных регионах. Одной из серьезных проблем он видит то, что между регионами нет коммуникации в сфере развития социального предпринимательства, т. е. нам нужно сделать так, чтобы успешные меры поддержки социальным предпринимателям, оказываемые в одном регионе, также могли бы быть применимы в других, хоть в измененном виде с учетом его потребностей и возможностей.

Практика развития рынка услуг, оказываемых социальными предпринимателями, на примере Германии


Председатель правления Katholisches Stiftung Marienheim Aachen-Brand, основатель и руководитель Generationsbrücke Deutschland Хорст Крумбах представил доклад на тему «Новая экономика социального государства. Страхование на случай потребности в уходе. Опыт Германии».

Своё выступление г-н Крумбах начал с выражения большого почтения к увиденному на заседании и услышанным докладам, отметив не только высокую мотивированность каждого докладчика, но и тот факт, что социальные предприниматели в рамках Экспертного совета имеют возможность напрямую и без посредников донести до законодательного и исполнительных органов власти реальное положение дел и обоснованные потребности предпринимателей, тем самым рационально влияя на жизнеспособность принимаемых законов и подзаконных актов.
В Германии на законодательном уровне предусмотрено право на получение пособия на случай потребности в уходе, однако только если в этом действительно есть необходимость. Страховой фонд формируется из страховых взносов наемного работника и его работодателя в равных долях, причем для бездетных граждан взносы выше на 0,25%, т. к. в старости они чаще обращаются в специализированные учреждения.

Государство напрямую не вступает в финансовые отношения ни с учреждениями патронажа и ухода, ни с гражданами, а создает условия, при которых денежные средства следуют за получателем услуг туда, где услуга наиболее востребована потребителем. Роль плательщика в этом случае берет на себя допущенная страховая компания.

Данная модель могла бы и в России служить целям повышения эффективности каждого бюджетного рубля - именно эта задача является приоритетной при формировании федерального бюджета 2020 2022, на что обратил внимание Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин.

Перспективы дальнейшей работы экспертного совета по развитию социального предпринимательства

Депутат Д. В. Сазонов обратил внимание собравшихся на важность создания конкуренции не только между государственными и частными учреждениями, а учреждениями, не имеющими доли государства между собой.

"Нужно смотреть в будущее и говорить о том, куда развиваться с точки зрения рынка, потому что, если не будет спроса на продукцию социального предпринимательства, будет очень сложно раскачать его в нашей стране".

На последующих заседаниях Экспертного совета будут рассматриваться многие поднятые на этом заседании вопросы. В частности, многих заинтересовала проблема предоставления социальных франшиз, а также создания сообществ социальных предпринимателей. Вместе с этим важно обеспечить популяризацию социального предпринимательства через амбассадоров и омбудсменов.