Онлайн-заседание 16.09.2020

16 сентября в рамках Форума АСИ "Сильные идеи для нового времени" под эгидой Экспертного совета в онлайн формате прошла трехчасовая форсайт-сессия по формированию образов социального предпринимателя и социально-ответственного потребителя.
Цель
Заглянуть в будущее социального предпринимательства. Социальные предприниматели, движимые большой идеей, желающие изменить мир и приносить пользу обществу, не всегда представляют себе образ тех, кто потребляет производимые такими предпринимателями товары и услуги. И, наоборот, не все потребители понимают, кто такие социальные предприниматели, почему их услугами можно и нужно пользоваться, какие у них есть преимущества и существенные отличия от классических предпринимателей.
Задачи
- Социальным предпринимателям - понять свою целевую аудиторию
- Социальным предпринимателям - понять, в какую сторону развиваться
- Наладить коммуникацию между социальными предпринимателями и потребителями их товаров и услуг
На онлайн-сессии присутствовало 60 участников со всей России, среди которых были реальные социальные предприниматели, эксперты, потребители товаров и услуг социальных предпринимателей и те, кто только знакомятся с миром социального предпринимательства.
Итоги
Идеального социального предпринимателя описали как человека, который является компетентным руководителем, способным организовать работу своей команды, прислушиваться к мнению целевой аудитории и модифицировать свой проект соответствующим образом. Он находится в ладу с собой и миром и осознает, для чего он это все делает, имеет активную гражданскую позицию, искренне желает изменить мир. Такой человек – чуткий, искренний, открытый миру новатор, профессионал своего дела и истинный патриот. Кроме того, в одной из групп прозвучало слово «бунтарь», которое как нельзя лучше описывает социального предпринимателя, ведь он решает проблемы нетривиальным образом, «делает всё не так и добивается успеха».

Социально-ответственный потребитель – это тот, кто открыт обмену опытом, разделяет гуманистические ценности, имеет чувство добрососедства, осознанно относится к потреблению, относится к себе с чувством любви и уважения, понимает, что за товары и услуги надо платить и дает честную обратную связь. Такой человек является патриотом и социальным инвестором, готовым делать жизнь общества лучше. Именно на таких потребителях нужно фокусироваться, потому что их намного больше, а значит благодаря им можно продвинуть социальное предпринимательство и его представителей на новый уровень.

Из всех прозвучавших во время проведения мероприятия понятий, которые описывают социальных предпринимателей и социально-ответственных потребителей, были сформированы облака смыслов. Они показывают, насколько большим количеством качеств должен обладать социальный предприниматель, чтобы его товары и услуги были интересны его потребителю, которому также присущи отличающие его от обычных потребителей черты. Участники пришли к выводу, что на самом деле оба образа похожи и пересекаются между собой, ведь люди в мире социального бизнеса объединены единой целью – изменить общество.
Идеи по дальнейшему развитию, полученные во время и после форсайт-сессии
- Создать Кодекс социальных предпринимателей, в котором будут закреплены статус социального предпринимателя, общие понятия, критерии вхождения в среду социального предпринимательства, инструменты для развития социального бизнеса и т. д.

- Сформировать содружество социальных предпринимателей и социально неравнодушных граждан, независимое от государственных структур, для обмена опытом и дальнейшим построением рынка социальных товаров и услуг.

- Создать единый фирменный стиль (брендбук) социального предпринимательства и использовать логотип из него на продукции социальных предпринимателей.

- Популяризировать социальное предпринимательство путем проведения информационной компании (мероприятия, видеоролики, реклама и т.д.).

- Взращивать культуру осознанного потребления товаров и услуг социальных предпринимателей не только в контексте B2C, что уже происходит сейчас, но и в контексте B2B.
Видео-запись заседания