Заседание 03.03.20

Тема
«Рынок инвестиций социальной сферы – как должна измениться экосистема, чтобы привлечь частный капитал». Обсудим основные барьеры социального инвестирования, успешные практики и перспективы, заложим основы совершенной новой модели инвестирования в социальную сферу.

Тема социального инвестирования очень актуальна, т. к. в России необходимо развивать конкуренцию и впустить на рынок социальной сферы частный сектор. Сейчас социальные услуги в подавляющем большинстве оказываются бюджетными организациями, что не соответствует пониманию современного рынка со свободной конкуренцией, где есть место малому и среднему предпринимательству.

Основные темы обсуждений:

- Проблема необходимости сменить распределительную модель оказания социальных услуг, работающую по затратному принципу, на инновационную, которая строится на конкурентном принципе;

- Важность развития инвестирования в социальную сферу, развития конкуренции на рынке социальной сферы;

- Модели, активно работающие в других сферах, которые можно применить и к социальной сфере (ГЧП, ЖКХ, сервисные и офсетные контракты, контракты жизненного цикла);

- Опыт регионов, успешно развивающих социальное предпринимательство и модели социального инвестирования.
Участники заседания
Члены Экспертного совета
Приглашенные гости и представители членов совета
  • Абрамова Ирина Евгеньевна - Руководитель ЦИСС Республики Башкортостан
  • Алашкевич Михаил Юрьевич - Старший вице-президент ВЭБ.РФ
  • Алдонин Сергей Александрович - Директор портфельных инвестиций Инвестиционной компании General Invest
  • Андрияш Ева Виктровна - Член Правления Ассоциации Импакт-инвестров, Основатель и генеральный директор УК «Позитивный диалог»
  • Андрусов Андрей Юрьевич - Заместитель Генерального директора Центра содействия инновациям в обществе СОЛь
  • Багинская Анна Евгеньевна - Управляющий директор - руководитель центра ГЧП ПАО Сбербанк
  • Баконина Кристина Александровна - Директор private banking ПАО «Банк «ФК Открытие»
  • Барашев Артем Сергеевич - Заместитель директора по вопросам ГЧП ГБУ "Городское агентство управления инвестициями"
  • Бархатов Максим Владиславович - Заместитель руководителя Дирекции организации правовой поддержки субъектов МСП "Корпорации МСП"
  • Бесшапошникова Екатерина Николаевна – Руководитель образовательных программ Фонда "Наше будущее"
  • Богданова Вероника Александровна - Исполняющий обязанности начальника Управления проектов в сфере благополучия и долголетия Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
  • Бывшев Александр Алексеевич - Ведущий консультант Минтруда России
  • Ветрова Татьяна Владимировна - К.э.н., доцент факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ
  • Гневашева Ирина Викторовна - Пермское Региональное Отделение Общероссийской Общественной Организации "Российский Красный Крест"
  • Дмитриев Николай Николаевич – Директор инвестиционного департамента Фонда поддержки социальных проектов.
  • Годунова Дарья Андреевна - Управляющий партнер «Пионеры ГЧП»
  • Жукова Вероника Владимировна - Основатель клуба импакт инвестирования
  • Звягин Сергей Владимирович - Руководитель направления Департамента проектной и инвестиционной деятельности торгово-промышленных палат ТПП РФ
  • Золоторевская Анна Станиславовна - председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по корпоративной социальной ответственности
  • Иваницкая Елена Алексеевна - Заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России
  • Иванова Ленара Хакимовна - Заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, Министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
  • Казутин Андрей Владимирович - директор Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава России
  • Краевой Сергей Александрович - заместитель Министра здравоохранения РФ
  • Краснов Валентин Владимирович – Референт Департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации.
  • Колтон Леонид Гаррьевич - Исполнительный директор Межрегиональной ассоциации по оказанию благотворительной помощи "Идуд Хасадим"
  • Коньков Андрей Юрьевич – Заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц Федеральной налоговой службы
  • Кузьмина Елена Алексеевна - Руководитель ЦИСС Волгоградской области
  • Кучменко Алена Сергеевна – управляющий директор ПАО КБ ВОСТОЧНЫЙ
  • Лазукова Наталья Валентиновна - Руководитель сети частных пансионов по уходу за пожилыми людьми и инвалидами (г. Ижевск, Удмуртская республика)
  • Лебедева Александра Сергеевна - Управляющий директор ВЭБ.РФ
  • Маврин Алексей Анатольевич - Председатель Совета директоров, основатель сети пансионатов для пожилых людей «Опека»
  • Маметьева Марианна Михайловна - Начальник отдела социальных услуг Управления проектов в сфере благополучия и долголетия Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
  • Пикулева Екатерина Александровна - Руководитель дирекции разработки программ Фонда "Наше будущее"
  • Полякова Мария Борисовна - Начальник отдела методологии финансовой доступности Банка России
  • Попова Елена Владимировна - Заместитель директора ГАУ Волгоградской области «Мой бизнес»
  • Сабадаш Алексей Викторович - Председатель правления Ассоциации «Патронаж»
  • Савичева Екатерина Владиславовна - Руководитель ЦИСС Республики Крым
  • Санников Дмитрий Михайлович - Заместитель Министра социального развития Пермского края
  • Сиднев Алексей Владимирович - Председатель Правления некоммерческого партнёрства «Мир Старшего Поколения»
  • Смирнов Роман Владимирович - Консультант Дирекции организации правовой поддержки субъектам МСП «Корпорации МСП»
  • Сушкова Марина Алефтиновна - Исполнительный директор Департамента по работе с государственным сектором ПАО "Сбербанк"
  • Телицына Евгения Владимировна - Исполнительный директор Фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства "Навстречу переменам"
  • Толмачева Анастасия Евгеньевна - Заместитель председателя Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области
  • Филатов Борис Вячеславович – Руководитель программы центра инициатив Направления «Социальные проекты» в Агентстве стратегических инициатив (АСИ).
  • Шестоперов Алексей Михайлович - Руководитель Дирекции организации правовой поддержки субъектов МСП "Корпорации МСП"
  • Хрянин Кирилл Александрович - заместитель директора Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава России
  • Экзархова Людмила Сергеевна - Генеральный продюсер SGD-Media
Доклады
  • Опыт реализации первого в России проекта социального воздействия в Республике Саха (Якутия)
    Тезисы
  • Проекты социального воздействия SOCIAL IMPACT BONDS (SIB)
    Презентация
— Алашкевич М.Ю.
Старший вице-президент ВЭБ.рф

  • Импакт- инвестирование и развитие импакт-сектора в России. Социальные факторы и предпосылки»
— Андрияш Е.В.
Член Правления Ассоциации Импакт-инвестров, Основатель и генеральный директор УК «Позитивный диалог»

  • Решения ПАО Сбербанк по финансированию частного бизнеса, инвестирующего в социальную сферу на принципах ГЧП
— Багинская А.Е.
Управляющий директор - руководитель центра ГЧП ПАО Сбербанк

  • Офсетные контракты: опыт Москвы и перспективы
— Барашев А.С.
Заместитель директора по вопросам ГЧП ГБУ "Городское агентство управления инвестициями"

  • Результаты исследования мирового опыта импакт-инвестирования
— Бесшапошникова Е.Н.
Руководитель образовательных программ Фонда "Наше будущее"

  • Оценка социального воздействия как инструмент развития социального предпринимательства и притока инвестиций в отрасль
    Презентация
— Волкова Н.В.
Кандидат юридических наук, Руководитель проектов группы компаний «Ортомода»

  • Частные инвестиции по развитию социального предпринимательства
— Жукова В.В.
Основатель клуба импакт инвестирования

  • Рынок инвестиций социальной сферы – как должна измениться экосистема, чтобы привлечь частный капитал
    Тезисы
— Иванова Л.Х.
Заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, Министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

  • Государственно-частное партнёрство как драйвер роста для сферы социального предпринимательства
    Тезисы
  • Презентация
— Комарова Н.В.
Заместитель Председателя комитета по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и государственных компаний Общественной организации «Деловая Россия»

  • Барьеры развития СП в регионе (Удмуртия)
— Лазукова Н.В.
Руководитель сети частных пансионов по уходу за пожилыми людьми и инвалидами (г. Ижевск, Удмуртская республика)

  • Опыт ГЧП в социальной сфере на примере пансионатов для пожилых людей
    Презентация
— Маврин А.А.
Председатель Совета директоров, основателю сети пансионатов для пожилых людей «Опека»


  • Международный и личный опыт социального инвестирования
— Рябова О.А.
Независимый эксперт по социальному предпринимательству

  • Проблемы социального инвестирования. Взгляд инвестора
— Сабадаш А.В.
Председатель правления Ассоциации «Патронаж»

  • Опыт ГЧП в социальной сфере – положительный и негативный опыт, применимый для дальнейшего масштабирования
— Сиднев А.В.
Председатель Правления некоммерческого партнёрства «Мир Старшего Поколения»Председатель Правления некоммерческого партнёрства «Мир Старшего Поколения»

  • Положительный опыт социального инвестирования в Ленинградской области
— Толмачева А.Е.
Заместитель председателя Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области

  • Опыт Югры в привлечении социальных инвестиций в социальную сферу
    Тезисы
— Шанаурина Л.И.
Заместитель директора Департамента экономического развития Ханты-мансийского автономного округа – Югры
    Дополнительные доклады
    — Годунова Д.А.
    Управляющий партнер «Пионеры ГЧП»

    • Возможности и перспективы развития экосистемы социальной сферы
      Тезисы
    — Коршикова М.А.Вице-президент СРО Национальная Ассоциация "Союз психотерапевтов и психологов"

    • Опыт ГЧП в социальной сфере на примере пансионатов для пожилых людей
      Презентация
    — Московская А.А.
    Директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций, ВШЭ

    • Мировой опыт развития импакт-инвестиций и возможности реализации лучших практик в России
      Тезисы
    — Пикулева Е.А.

    • Административные барьеры для социальных предпринимателей - проблемы крупных городов
      Тезисы
    — Смирнова О.
    Резолюция
    Основной целью проведения форсайт-сессии на тему «Рынок инвестиций социальной сферы – как должна измениться экосистема, чтобы привлечь частный капитал» является необходимость выявления точки роста для сферы социального обслуживания. Это достигается в том числе за счет привлечения частных инвестиций, создания конкурентной модели обслуживания, где потребитель имеет право и возможность принимать решение о поставщике услуги, исходя из разных принципов (территориальных, качественных и количественных). Для этого необходимо сменить распределительную модель оказания социальных услуг, работающую по затратному принципу, на инновационную, которая стоится на конкурентном принципе, привлекая новых игроков на рынок.

    В ходе проведения форсайт-сессии были выявлены следующие проблемы, мешающие развитию данного рынка
    Проблемы
    1) Отсутствие единой методологии оценки социального воздействия и эффективности вложения как государственных, так и частных средств.

    2) Отсутствие реальной конкуренции между частными и государственными учреждениями в глазах потребителя.

    3) Отсутствие у потребителя механизма выбора поставщика, соответствующего его потребностям, ожиданиям и финансовым возможностям.

    4) Отсутствие механизмов, гарантирующих (страхующих) исполнение социальных обязательств социальными предприятиями.

    5) Неравные условия работы государственного и частного сектора, в том числе несоответствие тарифов и отсутствие механизмов работы по экстерриториальному принципу.

    6) Недостаточный контроль качества оказываемых услуг как в частных, так и в государственных структурах, работающих в социальной сфере.

    7) Необходимость перехода на выявительный принцип оказания социальных услуг населению.

    8) Необходимость привлечения новых исполнителей, работающих на рынке оказания социальных услуг, которые могли бы развивать в том числе инновационные модели, требующие меньшего объема финансирования.

    9) Недостаточная информированность как предпринимателей, так и инвесторов относительно потребностей и возможностей рынка и его участников.

    10) Востребованность моделей льготного финансирования и налогообложения для участников рынка.
    По итогам проведения форсайт-сессии для стимулирования привлечения инвестиций в социальную сферу были определены следующие предложения:
    Профильным министерствам Российской Федерации (по направлениям социального предпринимательства): Минздрав России, Минобрнауки России и Минпросвещения России, Минтруд России, Минспорт России, Минкультуры России
    а) Разработать единую методологию оценки воздействия государственных и негосударственных социальных проектов с тем, чтобы в дальнейшем на основе полученных данных дать рекомендации по снижению предпринимательских рисков;

    б) Выровнять подушевое финансирование государственного и частного сектора рынка социальной сферы с учетом экстерриториальности. Необходимо создать стандартные тарифы, единую методологию их расчета, чтобы посчитать стандарт услуги в натуральных объемах. Сейчас тарифы на социальные услуги в 20 раз отличаются по регионам, все методики их расчёта давно устарели (В. Г. Носов – Руководитель сети центров социального обслуживания «Близкие люди», председатель комитета ухода на дому ассоциации «Патронаж»); в Московской области тариф один, а в Москве – в два раза дороже (А. А. Маврин – Председатель Совета директоров, основатель сети пансионатов для пожилых людей «Опека»);

    в) Разработать рекомендации по применению выявительного принципа нуждающихся с учетом адресности;

    г) Разработать систему подготовки и переподготовки кадров для социальной сферы, отвечающих современным требованиям рынка.
    Министерству финансов Российской Федерации
    а) Провести анализ по отраслям: образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физкультура, спорт и туризм на предмет доли присутствия государственных и негосударственных исполнителей по каждому направлению, обратив особое внимание на то, что не все негосударственные исполнители входят в реестр поставщиков социальных услуг;

    б) Разработать методику оценки финансовых инструментов, которые могут использоваться для привлечения инвестиций в социальную сферу;

    в) Подготовить доклад о возможных подходах к методике независимой оценки результатов проектов в социальной сфере.
    Министерству финансов Российской Федерации и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    Разработать электронный сертификат на социальные услуги в рамках принятия Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (законопроект N 519530-7).
    Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации
    а) Разработать стандарты качества оказания социальных услуг с учетом разных типов учреждений (в том числе, учитывая вместимость, местоположение, географические и культурные особенности территорий);

    б) Стандарты необходимо выстраивать не только исходя из характеристик пригодности помещений и профессиональной квалификации сотрудников, но и важно закрепить необходимость экспертной оценки соответствия услуг качеству уровня жизни гражданина, учитывая вместимость, местоположение, географические и культурные особенности;

    в) Разработать новые СанПиНы, своды правил для учреждений/организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, отвечающие актуальным требованиям, нацеленными на повышение качества уровня жизни и борьбы с бедностью;

    г) Разработать новые профессиональные стандарты персонала, учитывающие не только уровень образования и опыт работы сотрудников, но и уровень эмоционального интеллекта, необходимый для работы в социальной сфере.

    Министерству экономического развития Российской Федерации
    а) В Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ к статьям, посвященным социальному предпринимательству, добавить «для стимулирования развития социального предпринимательства, а также с целью создания новых возможностей профессиональной самореализации супругов военнослужащих и офицеров, перед которыми стоит задача выбора пути развития в гражданской жизни после долгих лет воинской службы, таким социальным контрактом должно стать распространение действующих механизмов поддержки на супругов военнослужащих, относящихся к числу участников боевых действий или проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях»;

    б) Рассмотреть возможность на законодательном уровне:

    - закрепить понятие «социальный инвестор», «социальная сфера»;

    - определить правовой статус социального инвестора;

    - определить механизм социального инвестирования;

    - определить меря поддержки для социальных инвесторов.

    в) Включить в дорожную карту по достижению целей Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» решения и предложения форсайт-сессии;
    Министерству экономического развития и АО Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП)
    а) Создать «Путеводитель для социального инвестора», включающий как типовые договоры инвестирования и займа для различных организационно-правовых форм социальных предприятий, информацию о порядке налогообложения, получаемых выплат, порядке декларирования получаемых выплат, так и лучшие практики поддержки социальных предпринимателей частными лицами;

    б) Создать «Путеводитель в мире инвестиций для социального предпринимателя», включающий практикум по «упаковке» своего проекта до уровня, приемлемого для инвестирования, включающий этапы реализации и отчетности;

    в) Создать на базе доступной финансовой информации открытый рейтинг социальных предпринимателей для оценки надежности и кредитоспособности;

    г) Разработать платформу (платформы) для совместного инвестирования, поддерживаемые государством;

    д) Рассмотреть возможность разработки льготных программ кредитования (в том числе ипотечного) для приобретения объектов недвижимости, подходящих под нужны социального предпринимательства.

    Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации
    Рассмотреть возможность предоставления «дешевых кредитов», в том числе через субсидирование процентной ставки, а также выдачи государственных гарантий для социальных инвесторов и социальных предпринимателей.
    Федеральной налоговой службе
    Рассмотреть возможность создания специального налогового режима для лиц и предприятий, инвестирующих в социальную сферу.

    Видео-запись заседания