Результаты работы Экспертного совета

Итоги заседания 1 апреля 2019 г.
26 июля 2019 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» (Закон о социальном предпринимательстве).

Членами Экспертного совета была проведена большая работа по подготовке предложений для внесения в Закон о социальном предпринимательстве, которые учтены в его действующей редакции.
Итоги заседания 15 октября 2019 г.
  1. Министерстве экономического развития РФ готовится к запуску в 2021-2022 гг. "Цифровая платформа для МСП". Предложения членов Экспертного совета обещали учесть при ее разработке.
  2. 29 ноября вышел Приказ Минэкономразвития России № 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия". С 10 января 2020 г. все могут с ним ознакомиться на информационно-правовом портале "Гарант". При доработке Приказа были учтены замечания, озвученные на заседании Экспертного совета.
Итоги заседания 3 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» готовится к рассмотрению во втором чтении в Государственной Думе ФС РФ. Направленные Экспертному совету и озвученные на заседании предложения и замечания от экспертов переданы Министерству Финансов РФ.
Итоги заседания 3 марта 2020 г.
Основной целью проведения форсайт-сессии на тему «Рынок инвестиций социальной сферы – как должна измениться экосистема, чтобы привлечь частный капитал» является необходимость выявления точки роста для сферы социального обслуживания. Это достигается в том числе за счет привлечения частных инвестиций, создания конкурентной модели обслуживания, где потребитель имеет право и возможность принимать решение о поставщике услуги, исходя из разных принципов (территориальных, качественных и количественных). Для этого необходимо сменить распределительную модель оказания социальных услуг, работающую по затратному принципу, на инновационную, которая стоится на конкурентном принципе, привлекая новых игроков на рынок.

В ходе проведения форсайт-сессии были выявлены следующие проблемы, мешающие развитию данного рынка:
Проблемы
1) Отсутствие единой методологии оценки социального воздействия и эффективности вложения как государственных, так и частных средств.

2) Отсутствие реальной конкуренции между частными и государственными учреждениями в глазах потребителя.

3) Отсутствие у потребителя механизма выбора поставщика, соответствующего его потребностям, ожиданиям и финансовым возможностям.

4) Отсутствие механизмов, гарантирующих (страхующих) исполнение социальных обязательств социальными предприятиями.

5) Неравные условия работы государственного и частного сектора, в том числе несоответствие тарифов и отсутствие механизмов работы по экстерриториальному принципу.

6) Недостаточный контроль качества оказываемых услуг как в частных, так и в государственных структурах, работающих в социальной сфере.

7) Необходимость перехода на выявительный принцип оказания социальных услуг населению.

8) Необходимость привлечения новых исполнителей, работающих на рынке оказания социальных услуг, которые могли бы развивать в том числе инновационные модели, требующие меньшего объема финансирования.

9) Недостаточная информированность как предпринимателей, так и инвесторов относительно потребностей и возможностей рынка и его участников.

10) Востребованность моделей льготного финансирования и налогообложения для участников рынка.
По итогам проведения форсайт-сессии для стимулирования привлечения инвестиций в социальную сферу были определены следующие предложения:
Профильным министерствам Российской Федерации (по направлениям социального предпринимательства): Минздрав России, Минобрнауки России и Минпросвещения России, Минтруд России, Минспорт России, Минкультуры России
а) Разработать единую методологию оценки воздействия государственных и негосударственных социальных проектов с тем, чтобы в дальнейшем на основе полученных данных дать рекомендации по снижению предпринимательских рисков;

б) Выровнять подушевое финансирование государственного и частного сектора рынка социальной сферы с учетом экстерриториальности. Необходимо создать стандартные тарифы, единую методологию их расчета, чтобы посчитать стандарт услуги в натуральных объемах. Сейчас тарифы на социальные услуги в 20 раз отличаются по регионам, все методики их расчёта давно устарели (В. Г. Носов – Руководитель сети центров социального обслуживания «Близкие люди», председатель комитета ухода на дому ассоциации «Патронаж»); в Московской области тариф один, а в Москве – в два раза дороже (А. А. Маврин – Председатель Совета директоров, основатель сети пансионатов для пожилых людей «Опека»);

в) Разработать рекомендации по применению выявительного принципа нуждающихся с учетом адресности;

г) Разработать систему подготовки и переподготовки кадров для социальной сферы, отвечающих современным требованиям рынка.
Министерству финансов Российской Федерации
а) Провести анализ по отраслям: образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физкультура, спорт и туризм на предмет доли присутствия государственных и негосударственных исполнителей по каждому направлению, обратив особое внимание на то, что не все негосударственные исполнители входят в реестр поставщиков социальных услуг;

б) Разработать методику оценки финансовых инструментов, которые могут использоваться для привлечения инвестиций в социальную сферу;

в) Подготовить доклад о возможных подходах к методике независимой оценки результатов проектов в социальной сфере.
Министерству финансов Российской Федерации и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Разработать электронный сертификат на социальные услуги в рамках принятия Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (законопроект N 519530-7).
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации
а) Разработать стандарты качества оказания социальных услуг с учетом разных типов учреждений (в том числе, учитывая вместимость, местоположение, географические и культурные особенности территорий);

б) Стандарты необходимо выстраивать не только исходя из характеристик пригодности помещений и профессиональной квалификации сотрудников, но и важно закрепить необходимость экспертной оценки соответствия услуг качеству уровня жизни гражданина, учитывая вместимость, местоположение, географические и культурные особенности;

в) Разработать новые СанПиНы, своды правил для учреждений/организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, отвечающие актуальным требованиям, нацеленными на повышение качества уровня жизни и борьбы с бедностью;

г) Разработать новые профессиональные стандарты персонала, учитывающие не только уровень образования и опыт работы сотрудников, но и уровень эмоционального интеллекта, необходимый для работы в социальной сфере.

Министерству экономического развития Российской Федерации
а) В Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ к статьям, посвященным социальному предпринимательству, добавить «для стимулирования развития социального предпринимательства, а также с целью создания новых возможностей профессиональной самореализации супругов военнослужащих и офицеров, перед которыми стоит задача выбора пути развития в гражданской жизни после долгих лет воинской службы, таким социальным контрактом должно стать распространение действующих механизмов поддержки на супругов военнослужащих, относящихся к числу участников боевых действий или проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях»;

б) Рассмотреть возможность на законодательном уровне:

- закрепить понятие «социальный инвестор», «социальная сфера»;

- определить правовой статус социального инвестора;

- определить механизм социального инвестирования;

- определить меря поддержки для социальных инвесторов.

в) Включить в дорожную карту по достижению целей Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» решения и предложения форсайт-сессии;
Министерству экономического развития и АО Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП)
а) Создать «Путеводитель для социального инвестора», включающий как типовые договоры инвестирования и займа для различных организационно-правовых форм социальных предприятий, информацию о порядке налогообложения, получаемых выплат, порядке декларирования получаемых выплат, так и лучшие практики поддержки социальных предпринимателей частными лицами;

б) Создать «Путеводитель в мире инвестиций для социального предпринимателя», включающий практикум по «упаковке» своего проекта до уровня, приемлемого для инвестирования, включающий этапы реализации и отчетности;

в) Создать на базе доступной финансовой информации открытый рейтинг социальных предпринимателей для оценки надежности и кредитоспособности;

г) Разработать платформу (платформы) для совместного инвестирования, поддерживаемые государством;

д) Рассмотреть возможность разработки льготных программ кредитования (в том числе ипотечного) для приобретения объектов недвижимости, подходящих под нужны социального предпринимательства.

Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации
Рассмотреть возможность предоставления «дешевых кредитов», в том числе через субсидирование процентной ставки, а также выдачи государственных гарантий для социальных инвесторов и социальных предпринимателей.
Федеральной налоговой службе
Рассмотреть возможность создания специального налогового режима для лиц и предприятий, инвестирующих в социальную сферу.

Итоги онлайн-заседания 16 сентября 2020 г.
Идеального социального предпринимателя описали как человека, который является компетентным руководителем, способным организовать работу своей команды, прислушиваться к мнению целевой аудитории и модифицировать свой проект соответствующим образом. Он находится в ладу с собой и миром и осознает, для чего он это все делает, имеет активную гражданскую позицию, искренне желает изменить мир. Такой человек – чуткий, искренний, открытый миру новатор, профессионал своего дела и истинный патриот. Кроме того, в одной из групп прозвучало слово «бунтарь», которое как нельзя лучше описывает социального предпринимателя, ведь он решает проблемы нетривиальным образом, «делает всё не так и добивается успеха».

Социально-ответственный потребитель – это тот, кто открыт обмену опытом, разделяет гуманистические ценности, имеет чувство добрососедства, осознанно относится к потреблению, относится к себе с чувством любви и уважения, понимает, что за товары и услуги надо платить и дает честную обратную связь. Такой человек является патриотом и социальным инвестором, готовым делать жизнь общества лучше. Именно на таких потребителях нужно фокусироваться, потому что их намного больше, а значит благодаря им можно продвинуть социальное предпринимательство и его представителей на новый уровень.

Из всех прозвучавших во время проведения мероприятия понятий, которые описывают социальных предпринимателей и социально-ответственных потребителей, были сформированы облака смыслов. Они показывают, насколько большим количеством качеств должен обладать социальный предприниматель, чтобы его товары и услуги были интересны его потребителю, которому также присущи отличающие его от обычных потребителей черты. Участники пришли к выводу, что на самом деле оба образа похожи и пересекаются между собой, ведь люди в мире социального бизнеса объединены единой целью – изменить общество.
Итоги онлайн-заседания 16 ноября 2020 г.
Экспертами были сформулированы основные барьеры, мешающие продвижению социального предпринимательства в обществе: непонимание специфики СП, стереотип «социальный=неуспешный», межведомственная разрозненность, неосведомленность власти, разорванное нормативно-правовое поле (не все подпадают под критерии социального бизнеса), отсутствие преференций для представителей социального бизнеса и др.

Возможными причинами появления этих барьеров назвали: искусственное разделение СП и НКО, отсутствие достаточной информации в регионах, подмена понятийного аппарата, отсутствие специальной системы поддержки, незнание приоритетных видов деятельности и т. д.

В результате совместного обсуждения были вынесены предложения по популяризации социального предпринимательства. Результаты голосования показали, что каждый из предложенных вариантов является значимым.

В дополнение прозвучала мысль, что в первую очередь необходимо пустить на рынок социальных услуг частный сектор (сейчас социальная сфера в основном представлена ГУПами и МУПами, а основным инвестором является государство) и наладить доверие между властью, обществом и бизнесом.

Меры поддержки социальных предпринимателей, прозвучавшие на фасилитационной сессии, были озвучены 25 ноября на заседании Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации ФС РФ на тему «Социальное предпринимательство — новый вектор развития социальной сферы в регионах».